The European Commission support for the production of this site does not constitute an endorsement of the contents which reflects the views only of the authors, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein.


Европа – Франкенштейн: кризис институтов Европейского союза
4 марта в Гамбурге председатель Европарламента Мартин Шульц выступил с критикой существующей в Европе наднациональной политической системы, сравнив в своем выступлении Европейский союз с Франкенштейном. Это не первое подобное заявление Шульца – в конце января этого года политик признал, что понимает и разделяет известные настроения Лондона относительно будущего ЕС, согласившись с тем, что они имеют под собой веские основания, на которые нельзя просто повесить ярлык британского «евроскептицизма».
Европа – Франкенштейн: кризис институтов Европейского союза

В Гамбурге основной объем критики Шульца обрушился на существующую сегодня в ЕС систему институтов. Главными минусами институциональной архитектуры Евросоюза он называет отсутствие системы четкого разделения властей и недостаточную роль Европейского Парламента в процессе принятия решений. Такое положение дел, по его словам, усиливает уровень демократического дефицита в ЕС, а также существенно снижает уровень доверия населения к органам и деятельности ЕС, в целом.

Действительно, в настоящее время мы можем говорить о том, что не только европейская экономика находится в кризисном положении, но и само институциональное развитие ЕС зашло в какой-то степени в тупик. Так, мы можем видеть, что с принятием Лиссабонского договора окончательно был закреплен «перевес» в сторону национальных органов в обеспечении принятия решений: уменьшилась роль Комиссии, Европейский Совет стал главным органом, определяющим направления политики ЕС. В еще большей степени эта тенденция проявилась в связи с кризисным управлением в Евросоюзе. Европарламент же, получив в соответствии с положениями Лиссабонского договора достаточно широкий круг «новых» полномочий, так до сих пор и не обладает правом законодательной инициативы.

Все эти проблемы еще больше обостряются в связи с обвинением в «непрозрачности» и «непредсказуемости» процесса принятия решений на наднациональном уровне, звучащими в адрес европейских чиновников и политиков. Здесь зачастую говорят о практическом недостатке возможностей контроля со стороны Парламента за политическими решениями других институтов и органов, что, по мнению некоторых аналитиков, впоследствии может привести и к увеличению нагрузки на Европейский Суд. В какой-то момент руководящие институты и органы ЕС, предостерегают эксперты, могут «завалить» Суд межинституциональными тяжбами.

Основным же итогом всех этих экономических кризисов и институциональных неурядиц становится существенное падение доверия европейских граждан в отношении Европейского союза. Данные последних опросов Евробарометра неутешительны и фиксируют устойчивое снижение уровня легитимности ЕС в глазах населения Европы. То, что дело тут не только в экономике, понять легко, взглянув на средний показатель явки (43%) населения на выборы в Европейский парламент в 2009 году - зачем голосовать за тех, в чьи полномочия не веришь. Неудивительны в этой связи и опасения еврочиновников, что в следующем году граждане ЕС могут поставить новый антирекорд явки на выборы в Европарламент (неспроста же они намереваются перенести дату голосования в 2014 году с июня на май, что должно обеспечить большую явку).

Все это еще раз подводит нас к вопросу о необходимости реформирования политической системы ЕС и о гармонизации и создании четких и прозрачных процедур принятия решений на европейском уровне, а также о квалифицированном разграничении полномочий между наднациональным и национальным уровнями принятия решений. Как отмечает сам Шульц, необходимая, по его мнению, «парламентаризация» ЕС не должна идти вразрез с обеспечением эффективного сотрудничества всех уровней в процессе принятия решений в Европейском союзе.

 

** Позиция, представленная в данном тексте, является исключительно авторской. Портал euActive.ru не несет ответственности за высказанные автором в данном тексте мысли и оценочные суждения.

13 марта 2013 года

Автор статьи: Татьяна Алексеева


 
Отправьте нам Ваше мнение или задайте вопрос!

Ваше Имя

Максимальный размер отправляемого сообщения: 700 символов, HTML, javascript запрещены.



Укажите цифру с картинки:




Ibrahim :
Your post captures the health insurance fmla comparehealthinsur.com health insurance online levitra sales heliomeds.com what company makes levitra issue perfectly! quote cheap term life insurance bestlifeinsurpolicy.com life time insurance policy
 


Kanokwan :
Your post has litefd the level of debate http://lnnebygha.com [url=http://wcputxnh.com]wcputxnh[/url] [link=http://bmuzcpby.com]bmuzcpby[/link]
 


Open :
Kick the tires and light the fires, problem oflficaily solved!
 


Tsholofelo :
Great inhtgsi! That"s the answer we"ve been looking for.
 




Материал подготовлен специально для портала euActive.ru.
При перепечатке обязательна активная прямая гиперссылка на euActive.ru.


© 2011-2019, euActive.ru, Кафедра им. Жана Монне ФМО СПбГУ
© 2011-2019, Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет международных отношений
© 2011-2019, Т.А.Романова
Копирование материалов допускается с письменного согласия редакции сайта или при условии обязательной установки активной видимой гипер-ссылки на сайт euActive.ru