- » На главную
на главную страницу - » О проекте
Кафедра им. Жана Монне - » Документы
ключевые документы - » Рекомендуем!
полезные ссылки - » Политический диалог
обучающая игра П.Брайлян - » FAQ
ваши вопросы

В коммюнике, выпущенном по результатам встречи, были обозначены основные военные приоритеты ЕС на ближайшие годы. Сюда попали помощь Сомали в борьбе с пиратством, поддержка новых ливийских вооруженных сил, миссии по подготовке и поддержке вооруженных сил на севере Мали и контроль за ситуацией на западных Балканах.
В коммюнике также оговаривается необходимость расширения практики совместного использования технических средств и вооружений для облегчения бремени военных расходов в бюджетах отдельных стран (задача довольно актуальная в свете затяжного экономического кризиса и проблем, связанных с валютным союзом).
О необходимости создания собственных военных потенциалов в ЕС свидетельствует также «провальное» участие ЕС в военных миссиях в Афганистане и Сирии, указывающее на неспособность Евросоюза действовать самостоятельно, без поддержки НАТО и США. При этом, и сами США призывают Европу укреплять собственный военный потенциал, а также заявляют о переносе военнополитических приоритетов с Атлантики в условную «Тихоокеанскую зону». Все это заставляет задуматься о кризисе выбранной европейцами модели так называемой «мягкой силы», а также в очередной раз ставит вопрос о месте европейской военной политики в стратегических планах НАТО.
Несмотря на такую ясную аргументацию необходимости создания общих вооруженных сил в Европе, инициатива пяти министров обороны встретила довольно сильное сопротивление со стороны отдельных стран, и в первую очередь Великобритании. Так, отражая и вообще весьма евроскептичные настроения своих сограждан, Дэвид Кэмерон заявил о том, что «Великобритания никогда не будет участвовать в создании европейской армии». Помимо этого, осуществлению данной инициативы, несмотря на явные выгоды, может препятствовать то, что создание новых вооруженных сил может потребовать высоких экономических затрат, а также создаст новую статью расходов в и без того крайне насыщенном такими статьями бюджете ЕС, увеличивать который никто не планирует.
При этом, последние события свидетельствуют о том, что странам гораздо легче договориться о мерах военного сотрудничества на двусторонней основе. Так, осенью текущего года Франция и Великобритания заявили об объединении ряда военных полномочий; смелые планы расширения сотрудничества обсуждаются в Бельгии и Нидерландах.
В результате, «традиционные» сложности на пути создания общеевропейской армии, помимо непростой задачи разделения полномочий с НАТО, включающие высокую разнородность военных потенциалов стран-участниц и институциональные препятствия, продолжают, как и на протяжении практически всей истории ЕС, препятствовать созданию общей политики безопасности.
Людям, болеющим за Европу, остаётся ждать первого общеевропейского саммита по обороне, запланированного на 2013 год, где вопрос создания общих вооруженных сил должен стать главным пунктом повестки дня.
** Позиция, представленная в данном тексте, является исключительно авторской. Портал euActive.ru не несет ответственности за высказанные автором в данном тексте мысли и оценочные суждения.
20 декабря 2012 года
Автор статьи: Татьяна Алексеева
Материал подготовлен специально для портала euActive.ru.
При перепечатке обязательна активная прямая гиперссылка на euActive.ru.
ПО ТЕМЕ