- » На главную
на главную страницу - » О проекте
Кафедра им. Жана Монне - » Документы
ключевые документы - » Рекомендуем!
полезные ссылки - » Политический диалог
обучающая игра П.Брайлян - » FAQ
ваши вопросы

С самого начала сирийских беспорядков страны-члены ЕС постепенно ужесточали меры, направленные против сторонников режима Башара Асада. В сентябре 2011 года было введено эмбарго на торговлю нефтью и нефтепродуктами с Сирией. В январе текущего года уже одиннадцатый пакет санкций определил «ограничительные меры» для некоторых компаний страны, чьи активы в Европе предполагалось заморозить, а также список из более чем двадцати сирийских чиновников, которым запретили въезд на территорию Евросоюза. В итоге, на данный момент активы более 100 людей, поддерживающих правительственный режим, заморожены, также введены серьезные ограничения по обороту природных ресурсов – главнейшей статье сирийского экспорта в ЕС.
Однако всех предпринятых шагов оказалось недостаточно для изменения ситуации в сторону удовлетворения требований Евросоюза. По словам Алена Жюппе, главы МИДа Франции, и его немецкого коллеги Гвидо Вестервелле, в число новых мер, которые планируется принять на нынешней встрече министров иностранных дел стран-членов ЕС, войдут заморозка активов Центробанка Сирии, а также запрет на экспорт в Сирию и импорт из этой страны фосфатов, золота, других драгоценных металлов и алмазов.
В свете таких перспектив необходимо обратить внимание на характер принимаемых Евросоюзом санкций. Так, ЕС заявляет, что своей целью в Сирии видит прекращение нарушения прав человека и насилия в отношении противников режима Асада, начало диалога Дамаска с мировым сообществом, увеличение роли неправительственных организаций в процессе урегулирования ситуации. С другой стороны, каждый шаг против враждебного режима может негативно отразиться не только на правительственной верхушке, но и непосредственно на самих гражданах государства. Так называемая политика «всеобъемлющих санкций», затрагивающая все жизненно важные сферы экономики государства, в своем воздействии не делает различий между сторонниками Асада и оппозицией. Кроме того, в информационном пространстве такой подход может быть использован против ЕС, воспринятый как намеренная изоляция государства и причина дальнейшей эскалации конфликта.
Таким образом, важнейшим в ходе разработки дальнейших мер по снижению напряжения в Сирии для Евросоюза должно стать построение стратегии ограниченных, или «адресных», санкций, направленных на ослабление позиций конкретных компаний или физических лиц, сторонников режима Башара Асада, а не в сторону полной деградации экономики государства и дальнейшего распространения хаоса среди населения, конечно, если это не является конечной целью одной из сторон.
Если же говорить о новых санкциях ЕС, то следует отметить, что их можно частично рассматривать как дальнейшее движение именно в рамках политики «адресных» мер по ограничению финансовой поддержки сторонников Асада и прекращению дальнейших репрессий среди гражданского населения. Тем не менее, не следует забывать, что любое решение Брюсселя, негативно влияющее на развитие важнейших отраслей экономики, обеспечивающих существование как всего государства, так и каждого отдельного гражданина, в любой момент может обернуться и против Евросоюза.
28 февраля 2012 года
Автор статьи: Анна Малых
Материал подготовлен специально для портала euActive.ru.
При перепечатке обязательна активная прямая гиперссылка на euActive.ru.