The European Commission support for the production of this site does not constitute an endorsement of the contents which reflects the views only of the authors, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein.


Время – не деньги: Еврогруппа "тянет" с выделением нового транша для Греции
Главным на заседании Еврогруппы 12 ноября был вопрос о предоставлении Греции очередного транша на сумму 31,5 млрд. евро. Однако по итогам встречи ее председатель, премьер-министр Люксембурга, Жан-Клод Юнкер заявил лишь об отсрочке решения о выдаче денежной помощи Греции до следующей недели. Зато Греции предоставили два дополнительных года для достижения показателей первичного профицита бюджета в 4,5% от ВВП. Таким образом, сроки выполнения одного из условий международных кредиторов, установленных в марте 2012 годы, были перенесены на 2016 год.
Время – не деньги: Еврогруппа "тянет" с выделением нового транша для Греции

Тернистый путь

Выполняя требования своих кредиторов, чтобы получить обещанный спасательный жилет – очередной транш размером в 31,5 млрд. евро, Афины чуть было не захлебнулись в массовых демонстрациях и забастовках.  Однако тройка в составе Европейского Центрального Банка, МВФ и Еврокомиссии пока скупа на деньги.

Так, на прошлой неделе, в четверг 8 ноября, парламент Греции все-таки принял среднесрочную бюджетную программу на 2013–2016 годы. Это решение далось Афинам очень непросто. Во-первых, стоит отметить «внешнее» недовольство – взять хотя бы общенациональную двухдневную забастовку и тысячи протестующих у стен парламента страны. Во-вторых, в воскресенье, 11 ноября, в процессе голосования по бюджету на следующий год греческий парламент раскололся надвое – бюджет был принят с минимальным перевесом голосов. В интересном положении сейчас оказался премьер-министр Антонис Самарас, который пошел на непопулярные жесткие меры, ожидая помощи со стороны тройки кредиторов уже в понедельник, 12 ноября, но пока не получил обещанного.

Согласно принятым документам Афины намерены сэкономить 13,5 млрд. евро. Но какой ценой? Все бремя ляжет на плечи простого народа, которому будет отказано во многих социальных льготах. Также проект предполагает существенное сокращение заработной платы, повышение пенсионного возраста и, конечно, налогов.

Ситуация осложняется еще и висящим за Грецией долговым обязательством, погасить которое Афины должны уже в эту пятницу. Для этого правительству предстоит изыскать 5 млрд. евро, которых, по мнению ряда аналитиков, у страны просто нет.

Что дальше?

Пока министры финансов Еврогруппы решили дать Греции фору – двухлетнюю отсрочку по одному из условий, согласованных Афинами и международными кредиторами – теперь Греция должна добиться первичного профицита* бюджета в 4,5% от ВВП не к 2014, а к 2016 году. По этому поводу можно отметить, что Греция выиграла время, за которое высокую политическую цену будут платить в Брюсселе, Берлине, Гааге. Спорным остается только один момент, смогут ли Афины воспользоваться им, чтобы оживить экономику своей страны?

Вопрос же о дополнительных двух годах для достижения планки в 120% внешнего долга (к 2022 году вместо 2020 года) вызвал неразрешимый пока что спор между главой Еврогруппы и директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард, которая прямо на пресс-конференции по итогом встречи в понедельник заявила, что она настаивает на сохранении договоренностей без изменений и что по этому пункту ее взгляды с Ж-К. Юнкером сильно разнятся.

Несмотря на все проволочки, вероятнее всего Греция вскоре получит свои «спасительные» деньги и «жертвы» правительства по сокращению расходов будут оправданы. Страны Еврозоны не допустят дефолта Греции или хуже того, выхода страны из валютного союза и ее возвращения к национальной валюте. По всей видимости, Брюссель тянет время, с одной стороны, чтобы попросту дождаться отчета тройки по перспективам стабильности греческого долга, а с другой, чтобы проверить, как далеко могут зайти Афины в своей решимости получить кредит. В любом случае назначенная на 20 ноября встреча должна прояснить ситуацию.

 

* Первичный бюджетный профицит – это профицит бюджета до вычета из него процентных расходов для обслуживания внешнего долга.

** Позиция, представленная в данном тексте, является исключительно авторской. Портал euActive.ru не несет ответственности за высказанные автором в данном тексте мысли и оценочные суждения.

15 ноября 2012 года

Автор статьи: Екатерина Бондаренко


 
Отправьте нам Ваше мнение или задайте вопрос!

Ваше Имя

Максимальный размер отправляемого сообщения: 700 символов, HTML, javascript запрещены.



Укажите цифру с картинки:






Материал подготовлен специально для портала euActive.ru.
При перепечатке обязательна активная прямая гиперссылка на euActive.ru.


© 2011-2019, euActive.ru, Кафедра им. Жана Монне ФМО СПбГУ
© 2011-2019, Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет международных отношений
© 2011-2019, Т.А.Романова
Копирование материалов допускается с письменного согласия редакции сайта или при условии обязательной установки активной видимой гипер-ссылки на сайт euActive.ru