The European Commission support for the production of this site does not constitute an endorsement of the contents which reflects the views only of the authors, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein.


Новые грани жесткой экономии: судьба депозитов вкладчиков на Кипре висит на «одном голосе»
Правительству Кипра, столкнушемуся с серьезнейшим экономическим кризисом, угрожающим дефолтом страны, срочно нужна финансовая помощь от ЕС в размере 10 млрд. евро. Для этого, однако, необходимо получить одобрение законопроекта, согласно которому банковские сбережения всех вкладчиков будут обложены единовременным налогом. Тем не менее, заседание кипрского парламента по этому вопросу в очередной раз откладывается – президенту Кипра Никосу Анастасиадису никак не удается набрать нужное число голосов в поддержку спорного законопроекта.
Новые грани жесткой экономии: судьба депозитов вкладчиков на Кипре висит на «одном голосе»

Кипр на грани банкротства – для его спасения требуется 17 млрд. евро. Европейские кредиторы готовы предоставить только часть средств – 10 млрд. евро и то при условии, что недостающая сумма будет взыскана со сбережений вкладчиков кипрских банков. 

Первоначально антикризисная программа, предложенная тройкой международных кредиторов, предполагала введение на депозиты до 100 тыс. евро разового налога в размере 6,75%, а на те, что свыше 100 тыс. – 9,9%. Таким образом, правительству бы удалось собрать 5,8 млрд. евро. Помимо этого, план включал изменение налогового режима в стране, а именно повышение налога на прибыль предприятий с 10% до 12,5%. Данные меры позволили бы свести "концы с концами". Но в таком виде законопроект, вероятно, не получит одобрения Парламента.

Выходные киприоты провели в очередях, тщетно надеясь "спасти" сбережения: вкладчики массово пытались снять в банкоматах свои деньги, но сумма снимаемых средств была ограничена, да и денег в банкоматах хватило не надолго. Также были приостановлены все транзакции. Недовольство общественности подогревалось и другим фактом – правительство, которое, согласно вторичному законодательству ЕС, обязано гарантировать сохранность вкладов до 100 тыс. евро, готово поступиться этим ради получения финансовой помощи от кредиторов. Да и сами кредиторы, в числе которых Европейский Центральный Банк и Еврокомиссия, судя по всему, готовы нарушать собственное законодательство.

На данный момент окончательного решения по этому вопросу не вынесено. Правительство продолжает переговоры со своими кредиторами, пытаясь облегчить бремя налога для мелких вкладчиков, «перекинув» его на депозиты свыше 100 тыс. евро. По последним данным сообщается, что для крупных вкладов налог может составить 15,6%, что позволит сократить налог на мелкие вклады примерно в два раза по сравнению с предлагавшимися изначально 6,75%. 

В сложившейся ситуации стоит упомянуть, что у российских граждан на счетах в банках Кипра находится, по данным Forbes, от 8 до 35 млрд. евро и речь, в первую очередь, идет о вкладах свыше 100 тысяч евро. Таким образом, смещение налогового бремени на крупные вклады еще больнее ударит по российским вкладчикам и, при этом, позволит властям Кипра смягчить последствия депозитного налога для многих граждан своей страны.

Конечно, вариантов у Кипра не много, но все же сложно оправдать введение такой меры, учитывая, что налог на вклады как условие выделения международными кредиторами финансовой помощи Кипру, очевидно, станет прецедентом в масштабах всей Еврозоны. Иными словами, в случае, если Парламент Кипра проголосует "за" взимание этого налога, это достоверно покажется вкладчикам в других странах ЕС, что никто в Европе не застрахован от фактической экспрориации части собственных сбережений. Закономерен в этой связи и рост недоверия киприотских граждан к правительству, который сопровождается также и ростом недовольства населения ЕС в целом, ведь жертвовать деньгами из свого кармана в угоду Союзу мало кому по нраву. Под вопросом остается и дальнейшая судьба Кипра, поскольку такого рода антикризисная программа обернется для государства не только мгновенным выводом иностранными вкладчиками свои средств – под ударом окажется сама инвестиционная привлекательность Республики.

 

** Позиция, представленная в данном тексте, является исключительно авторской. Портал euActive.ru не несет ответственности за высказанные автором в данном тексте мысли и оценочные суждения.

19 марта 2013 года

Автор статьи: Екатерина Бондаренко


 
Отправьте нам Ваше мнение или задайте вопрос!

Ваше Имя

Максимальный размер отправляемого сообщения: 700 символов, HTML, javascript запрещены.



Укажите цифру с картинки:




Toby :
Hey, subtle must be your health insurance comparehealthinsur.com exam insurance health middle name. bestlifeinsurpolicy.com life insurance free quotes post! best buy on levitra heliomeds.com where to buy levitra Great
 


Theresa :
Thanks for shaginr. What a pleasure to read! http://umefnhtm.com [url=http://kyrrkudzkg.com]kyrrkudzkg[/url] [link=http://exticsupeag.com]exticsupeag[/link]
 


Nadya :
When you think about it, that"s got to be the right anwesr.
 


Emanuele :
Imipsserve brain power at work! Great answer!
 




Материал подготовлен специально для портала euActive.ru.
При перепечатке обязательна активная прямая гиперссылка на euActive.ru.


© 2011-2019, euActive.ru, Кафедра им. Жана Монне ФМО СПбГУ
© 2011-2019, Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет международных отношений
© 2011-2019, Т.А.Романова
Копирование материалов допускается с письменного согласия редакции сайта или при условии обязательной установки активной видимой гипер-ссылки на сайт euActive.ru