The European Commission support for the production of this site does not constitute an endorsement of the contents which reflects the views only of the authors, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein.


Когда конкуренты сотрудничают...
За последние пару месяцев Евросоюз успел объединить двух вековых соперников – против самого себя. Так можно кратко описать решение американского авиапроизводителя “Боинг” поддержать своего европейского конкурента “Эрбас” в борьбе против включения авиационной промышленности в Систему Торговли Выбросами Европейского союза (EСTВ).
Когда конкуренты сотрудничают...

22 марта 2012 года после Женевского саммита, посвященного авиации и окружающей среде, президент компании “Боинг” Джим Албау, открыто критикуя политики Европейской комиссии по вопросу выбросов, заявил о желании Боинга оказать поддержку крупнейшим европейским производителям самолетов и, в первую очередь, Эрбасу.

Целью встречи Инициативной группы по воздушному транспорту (ATAG), объединяющей производителей самолетов и авиаоператоров, являлось обсуждение вопроса влияния системы “ЕСТВ” на авиационную промышленность (включая вопросы увеличения стоимости перелетов для пассажиров) и окружающую среду. Кроме критики в адрес Брюсселя и заявлений о поддержке Эрбаса, в рамках саммита Боинг заключил с французским авиапроизводителем и другим своим конкурентом, бразильским Эмбраер, договор о сотрудничестве в области исследований и разработки авиационного биотоплива.

Не хотят становиться  “зелеными”?

Доля “вклада” авиации в мировой объем производимого CO2составляет около 3,5%, но прогнозы неутешительны: к уже 2050 году эта цифра может увеличиться до 5%. Такие перспективы очевидны и для самих крупных производителей самолетов, и для авиакомпаний. Джим Албау говорит о “двух основных проблемах авиационной промышленности – ценах на нефть на мировом рынке и негативном воздействии воздушного транспорта на окружающую среду”.

Тем не менее, вместе с коллегами он категорически не согласен с решением данной проблемы, принятым Евросоюзом. Одностороннее введение системы торговли выбросами, по мнению тройки (Эрбас, Боинг, Эмраер), ведет  либо к торговым войнам (например, с Китаем), что негативно влияет, в частности, на европейского производителя Эрбас, либо к повышению цен на авиабилеты. Цель же сокращения выбросов парниковых газов таким способом не достичь.

Такая критическая оценка ЕСТВ объясняется тем, что европейская система является только «локальной», и с точки зрения авиакомпаний, рейсы с пересадками, осуществляемыми вне границ Евросоюза, становятся экономически значительно более выгодными для авиаоператоров, поскольку таким образом можно экономить на европейских сборах за выбросы (сборы рассчитываются исходя из длины перелета самолета, вылетающего из европейского аэропорта или приземляющегося на территории ЕС). При этом, однако, расход топлива в случае прямых рейсов (без пересадок) на 20% ниже, чем в случае остановок. Кроме того, ЕС призывает к созданию подобных систем ”защиты” окружающей среды и в Японии, Австралии и Новой Зеландии, увеличивая риск удвоения или даже утроения сборов для одного рейса.

В такой непростой ситуации представители трех компаний предпочитают сотрудничество в рамках Международной организации гражданской авиации (ICAO) и выступают за то, чтобы создать глобальную систему торговли выбросами. Кроме того, значительно более эффективным и мотивирующим компаниям представляется проект увеличения доли биотоплива (т.е. углеродно-нейтрального топлива) в авиации до 10% к 2017 году. Этот проект разрабатывается Группой Пользователей Устойчивого Авиационного Топлива под эгидой ICAO. Использование биотоплива позволит при интенсификации воздушного сообщения и увеличении парка самолетов стабилизировать или даже уменьшить долю авиационных выбросов.

Жесткая позиция ЕС

Еврокомиссия в принципе соглашается с аргументами тройки и других авиакомпаний о том, что система “ЕСТВ” не самый лучший способ сокращения выбросов CO2в атмосферу и поддерживает идею создания глобальной системы по торговле выбросами. Однако свое нежелание отказываться от собственного регионального механизма борьбы с загрязнениями ЕС объясняет тем, что продолжающиеся в рамках ICAO уже более десяти лет переговоры по этому вопросу так ни к чему и не привели.

28 марта 2012 года

Автор статьи: Бранислав Есенски


 
Отправьте нам Ваше мнение или задайте вопрос!

Ваше Имя

Максимальный размер отправляемого сообщения: 700 символов, HTML, javascript запрещены.



Укажите цифру с картинки:






Материал подготовлен специально для портала euActive.ru.
При перепечатке обязательна активная прямая гиперссылка на euActive.ru.


© 2011-2019, euActive.ru, Кафедра им. Жана Монне ФМО СПбГУ
© 2011-2019, Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет международных отношений
© 2011-2019, Т.А.Романова
Копирование материалов допускается с письменного согласия редакции сайта или при условии обязательной установки активной видимой гипер-ссылки на сайт euActive.ru