The European Commission support for the production of this site does not constitute an endorsement of the contents which reflects the views only of the authors, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein.


Финансовая система ЕС: дефицит бюджета, госдолг и прочие составляющие «успеха»
В понедельник, 23 апреля, Евростат опубликовал данные по дефициту бюджета и государственной задолженности стран-участниц ЕС. Сегодня, 25 апреля, Комиссия представит в Брюсселе проект бюджета Европейского союза на 2013 год. Что ж, посмотрим на цифры?
Финансовая система ЕС: дефицит бюджета, госдолг и прочие составляющие «успеха»

Обладая исключительными полномочиями по сбору и обработке статистических данных внутри Европейской Комиссии, Евростат составляет свои отчёты на основе цифр, предоставляемых статистической службе ЕС странами-членами. Ориентируясь на сводные данные Евростата, Еврокомиссия может контролировать, насколько успешно государства еврозоны и Евросоюза в целом выполняют взятые на себя обязательства и выполняют ли их вообще.

В основе фискального контроля над государствами ЕС лежит так называемая процедура чрезмерного дефицита (EDP), которая запускается, если Совет министров признает дефицит бюджета одной из стран-членов чрезмерным. По идее же, придерживаясь бюджетной дисциплины, страны-члены не должны достигать предельно допустимого уровня: «потолок» дефицита бюджета составляет 3%, а государственной задолженности – 60% от ВВП.

По данным Евростата, общий дефицит бюджета за 2011 год в семнадцати странах Еврозоны и по Евросоюзу в целом, по сравнению с данными за 2010 год, сократился. В то же время общий государственный долг вырос. В обоих случаях разница составляет приблизительно 2%. Так, дефицит бюджета государств Еврозоны в 2010 году составлял 6,2%, а государств ЕС в целом – 6,5%. В 2011 году эти показатели снизились до уровня 4,1% и 4,5% соответственно. Индикаторы государственной задолженности за тот же период по Еврозоне и Евросоюзу в целом повысились с уровня 85,3% до 87,2% и 80,0 до 82,5% соответственно. Судя по всему, известное выражение «выше потолка не прыгнешь» - вовсе не догма для стран Евросоюза.

В целом, отчёт всё же демонстрирует позитивную тенденцию. Правда, в статистику был внесён ряд поправок. Корректировке подверглись данные, предоставленные Объединённым Королевством. Кроме того, относительно Ирландии Евростат воспользовался своим правом делать странам-членам предупреждение в случае предоставления недостоверных данных.

Итак, итоги подведены. Пускай и внушающие некий осторожный оптимизм достигались странами-членами эти результаты при помощи мер жесткой экономии, затягивания поясов и урезания всех мыслимых гос.расходов, что больно било и бьет по простым европейцам.

Теперь же настало время принимать общеевропейский бюджет на 2013 год. Предстоящий проект бюджета станет последним в финансовой рамке ЕС 2007-2013. От его успешности во многом будет зависеть и реализация основных линий многолетней финансовой стратегии на 2014-2020 гг.

Согласно Договору о функционировании ЕС, не позднее 1 июля все институты ЕС обязаны предоставить свои предложения по проекту бюджета. С учётом данных предложений, а также основываясь на приоритетных направлениях и общем плане семилетней финансовой рамки,  Еврокомиссия составляет ежегодный проект бюджета, который далее поступает на рассмотрение в Совет и Европарламент. Несмотря на то, что проект должен быть представлен не позднее 1 сентября, на практике Еврокомиссия готовит черновой вариант бюджета к концу апреля-началу мая.

В этом году Еврокомиссия огласит свои предложения по бюджету на следующий год 25 апреля, т.е. сегодня. Недавно стало известно, что европейская бюрократия будет просить увеличения бюджета ЕС приблизительно на 5% по сравнению с предыдущем годом. Такие «запросы» уже сейчас, еще до официальной презентации проекта, вызывают глубокое негодование представителей некоторых стран-членов: «Эти двойные стандарты просто поражают. Та же самая Комиссия, которая буквально составляет планы того, как государствам-членам следует урезать гос.расходы, предлагает значительное увеличение собственного бюджета».

В ситуации экономического кризиса в еврозоне переговоры по бюджету обещают быть очень сложными. Что ж, битва за бюджет между Брюсселем и странами-членами начинается сегодня. Чем она закончится, пока что не знает никто.

25 апреля 2012 года

Автор статьи: Татьяна Семенова


 
Отправьте нам Ваше мнение или задайте вопрос!

Ваше Имя

Максимальный размер отправляемого сообщения: 700 символов, HTML, javascript запрещены.



Укажите цифру с картинки:






Материал подготовлен специально для портала euActive.ru.
При перепечатке обязательна активная прямая гиперссылка на euActive.ru.


© 2011-2019, euActive.ru, Кафедра им. Жана Монне ФМО СПбГУ
© 2011-2019, Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет международных отношений
© 2011-2019, Т.А.Романова
Копирование материалов допускается с письменного согласия редакции сайта или при условии обязательной установки активной видимой гипер-ссылки на сайт euActive.ru